Подвиг и геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

ПАМЯТКА СЕМЕЙНОМУ ОКРУЖЕНИЮ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (7-10 лет)

«Подвиг и геноцид белорусского народа

в годы Великой Отечественной войны»

 

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Попытайтесь ответить себе на вопрос: «Почему так важно сохранять память о подвиге и геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны?».

Если ответ на него вызывает затруднения мы сможем вам помочь:

чтобы не допустить ошибки, которые привели к таким ужасным и кровавым для нашего народа историческим событиям;

чтобы наши дети и их потомки знали правду о Великой Отечественной войне, потому что сейчас многие заинтересованы в ее искажении (например, дети и молодежь в западных странах уверены в том, что фашизм был побежден США, а нашим солдатам, ценой своих жизней спасшим Европу, сносят памятники);

чтобы наши дети выросли в уважении к героизму и жертвам людей прошлого, благодаря которым мы с вами можем жить, любить, мечтать, достигать целей и быть счастливы под мирным небом.

Еще один важный вопрос: «С чего начинается Родина?».

Ответы на него есть в одноименной песне, которую когда-то исполнял Марк Бернес. Прослушайте ее сами, а потом с ребенком, постарайтесь примерить предложенные автором художественные образы на себя и тогда вам легко будет объяснить ребенку, почему все это «в любых испытаниях у нас никому не отнять». Сделав это, вы и сами сможете понять, почему так важно в мире информационных технологий, яркой и динамичной компьютерной графики все же быть Человеком – личностью, благодарной и духовно привязанной к своей семье, дому, стране – Родине.

Теперь можно приступать к основной работе с ребенком, но для того чтобы она стала результативной, пожалуйста, учитывайте следующие рекомендации.

  1. Индивидуализация

Многое зависит от учета психофизиологического и личностного развития, от того, когда, на каком возрастном этапе конкретного ребенка какие формы и методы применять. Например, если ваш ребенок существенно опережает сверстников по своим социальным и интеллектуальным качествам, интересуется данной тематикой можно не дожидаться школьного возраста для разговоров о войне. В любом случае рекомендуется ознакомить ребенка с подходящими для его особенностей (характера, интересов) формами сохранения исторической памяти (совместный просмотр фильмов, прочтение книг, прослушивание и заучивание песен и стихов о войне, посещение мемориальных комплексов и музеев, памятников, массовых площадок государственных праздников, просмотр телепередач (например, парад, минута молчания), участие в акциях памяти и др.). Очень важно обсуждать с ребенком его впечатления от проведенного мероприятия (просмотренного фильма или посещения мемориального комплекса). Это позволит устранить возможные пробелы в восприятии художественных образов, а также позволит лучше усвоить информацию.

  1. Особенности психологического восприятия информации

С учащимися начальной школы говорить о геноциде, о тех ужасах, которые происходили, об уничтожении мирного населения на оккупированных нацистами территориях надо очень аккуратно - их психика очень подвижна. Но именно в этом возрасте следует заложить общее понимание трагедии и подвига белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Поэтому избегайте натуралистических фото и видео изображений, как правило имеющихся в документальных материалах о войне, старайтесь донести информацию понятно. Например: «Представь себе, что в твоем классе погиб каждый третий ученик. Так когда-то давно фашисты поступили со всем нашим народом. В нашей семье в это число попали твои .... Если будешь помнить об этом, то тогда все они погибли не зря. Они победили фашизм. А мы (весь наш народ), заплатив такую страшную цену за победу, сделаем все, чтобы это не повторилось».

В таком возрасте важно не допускать самостоятельный (без присмотра родителей) поиск информации по теме, поскольку психика ребенка еще не готова увидеть или услышать все ужасы тех событий. Поэтому рекомендуем показать данную памятку всем членам семьи и родственникам, с которыми общаются ваши дети, во избежание получения от них информации, не предназначенной для детей их возраста.

  1. Сущность и методы работы

Главное при работе над развитием индивидуальной исторической памяти в этом возрасте это создание в сознании ребенка достоверных и непротиворечивых образов исторического прошлого, развитие у него ощущения личной сопричастности (восприятие подвига своего прадеда/прабабушки как своего собственного). Это послужит формированию личности, испытывающей гордость за героизм своего народа, соизмеряющей свои поступки с полученными представлениями.

Для этого целесообразно:

говорить с ребенком в правильное время и в правильной обстановке.

Важную роль играет предшествующее эмоциональное состояние ребенка, выбранное (свободное от других обычных занятий или развлечений) время, а также место беседы (музей, мемориальный комплекс, дом (квартира) старших родственников, и др.);

сопровождать свой рассказ наглядным материалом: фотографиями, в том числе из семейного альбома, письмами, семейными реликвиями (награды и др.);

не перегружать ребенка сложным материалом: не нужно указывать конкретных дат каких-то событий, точных цифр - они затрудняют восприятие;

говорить понятно и адаптивно: использовать доступную детям лексику, объяснять значение незнакомых слов, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями;

соблюдать логику содержания, системность и последовательность доведения материала.

Для выполнения последней из указанных выше рекомендаций и для того, чтобы ребенку было понятно, о чем идет речь, начинайте с объяснения «страшных» слов, которые скорее всего в этом возрасте он уже слышал или видел. Такими словами являются «нацизм» и «фашизм». Очень важно, чтобы эти слова были осмыслены ребенком, значение их было понятно (например, «фашизм (нацизм)» это когда одни люди могут уничтожать других потому что считают себя лучшими. Это не человеческая и даже не звериная (звери убивают чтобы жить) позиция (мысль, идея), которая была использована для одурманивания немцев в годы Великой Отечественной войны, чтобы они и их пособники уничтожали наших предков. Это не замысловатые руны и символы, это огромное число жертв среди мирного населения, которое стало результатом бесчеловечных действий фашистов (нацистов).

После того как вы убедились, что ваш ребенок понял, кто такие фашисты (нацисты), давайте попробуем понятно объяснить, что такое геноцид белорусского народа.

Пример: «Все люди равны. Они могут быть хорошими и плохими, умными и глупыми, маленькими и большими, но все они равны в своем праве на жизнь, здоровье, обучение и т.д. Это главное правило, которое делает человека человеком. У тебя в классе все дети разные. У каждого свой характер, способности и особенности. Но никого из детей не выгоняют из школы за неуспеваемость, другой цвет кожи, причёску, национальность, не лишают обедов, не отправляют в тюрьму, потому что в нашей стране это правило соблюдается неукоснительно.

Почти 80 лет назад, когда твои прадедушки и прабабушки были такими как ты, на нашу землю напали немецко-фашистские захватчики – жители страны Германия, одурманенные собственной властью (Гитлером и его окружением). Они считали себя самыми лучшими на земле и поэтому хотели иметь власть над всеми остальными людьми и территориями. На нашу страну они напали, чтобы забрать нашу землю, наши богатства, уничтожить большую часть населения, нашу культуру, заставить оставшихся в живых на них работать. Они хотели лишить нас Родины, дома, семьи, памяти и достоинства. Немецко-фашистские захватчики использовали жестокие методы и средства, чтобы достичь своих целей. Они лишали белорусов еды, воды, сна, свободы, отнимали детей у родителей, заставляли взрослых и детей работать на тяжелой работе без отдыха. Это все они делали для того, чтобы огромное количество мирных людей не выдерживало такого обращения и погибало. Тех, кто сопротивлялся, уничтожали, 'сжигая деревни вместе с жителями. Это и есть геноцид».

Теперь, когда вы рассказали о геноциде, ребенку станет проще понять, в чем заключался подвиг белорусского народа, который, несмотря на все потери, выстоял и победил фашистских нелюдей, освободил захваченные ими европейские народы вместе с солдатами Красной/Советской армии (тогда мы все: белорусы, украинцы, литовцы, россияне и т.д. жили в дружной семье народов СССР), а после этого отстроил разрушенную страну, дав нам возможность свободно жить и трудится на наше общее благо.

Необходимо рассказать детям о героическом сопротивлении фашизму наших людей (Брестская крепость-герой, партизанское движение, подполье), о юных героях того времени (Марат Казей, Борис Цариков, Зинаида Портнова и др.). Не поленитесь и, найдя материал в Интернете1, покажите детям фотографии. Несмотря на то, что все это ваш ребенок будет проходить в школе, расскажите о них с житейской точки зрения, попытайтесь донести простыми словами, что эти люди когда-то были такими же обычными детьми, но при этом по-настоящему любили свою Родину. Они отдали самое дорогое – свою жизнь, чтобы мы жили в мирное и благополучное время. Память о них – это наша благодарность и их бессмертие.

Пример (Марат Казей). Когда началась война Марат был простым советским мальчиком, который учился в 5 классе. Когда фашисты пришли на нашу землю, его мама прятала у них в доме раненого солдата. Фашисты узнали об этом, схватили и убили ер Марату и его сестре пришлось бежать в лес к партизанам и искать у них защиты. Марат стал настоящим воином, сражался наравне со взрослыми. В первом бою Марата ранили в руку, но он не испугался и не отступил, он поднял боевой дух своих взрослых товарищей, сам повел их в атаку. За такой поступок мальчик был удостоен медали «За отвагу», которую давали только за настоящую проявленную в бою храбрость. После этого Марата приняли в разведывательный отряд. Благодаря Марату партизаны и Красная армия получали важнейшие сведения, карты и планы фашистов.

Последний свой подвиг Марат совершил возле деревни Хоромецкие Узденского района Минской области. Там он принял неравный бой с фашистами, был окружен со всех сторон, но не сдался в плен и геройски погиб, подорвав последнюю гранату и уничтожив врагов вместе с собой.

В «нашей стране помнят и чтят Марата, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Памятник юному герою располагается в центре Минска в одноименном сквере.

Обязательно нужно вспомнить про фронтовиков, партизан, тружеников тыла военного времени из вашей семьи. Расскажите их историю, попробуйте передать личные переживания, стремление к победе. Если сохранились их личные вещи, письма, фотографии, награды, покажите их детям. Расскажите о том, как жили в послевоенный период ваши родственники, которых не забрала война, поделитесь своими детскими воспоминаниями, посетите семейные могилы. Необходимо показать, что ваши родные были участниками великих свершений, героями, настоящими патриотами своей Родины, отметить, что вся семья всегда будет их помнить, гордиться, стараться быть такими же.

Чтобы убедиться в том, что ребенок вас понял правильно завершайте беседы «мягкими» (не требовательными) вопросами о сути и смысле рассказанного. К наиболее общим из них относятся следующие: «Как ты думаешь, любишь ли ты

1 Ссылки на материалы даны в конце Памятки

свою Родину? Почему ты так думаешь? Чтобы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоей стране стало лучше жить? Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания для всей страны, какие три желания ты бы загадал?».

Рекомендуется развивать тематику с возрастом, учитывать работу учреждений образования, восстанавливать или создавать семейные традиции (например, празднование 9 мая, 3 июля). При повторном обращении к материалу (например, при подготовке домашних заданий по исторической тематике, участии в соответствующих школьных мероприятиях) стоит постепенно раскрывать новые понятия (предатели, коллаборанты, каратели, эсэсовцы, лагеря смерти и др.), смыслы (Нюрнбергский процесс, пропаганда, реабилитация и возрождение нацизма, неонацизм), ценности (историческая память как священный долг каждого гражданина Беларуси и средство не допустить повторения трагедии; верность Родине – единственно возможный жизненный путь Настоящего Человека).

В процессе работы с ребенком нужно быть готовым ответить на его уточняющие вопросы (перечень источников достоверной информации приведен ниже), а также вопросы, возникающие в связи с услышанным и увиденным.

Пример 1. Вопрос: «Стоит ли мне бояться за свою жизнь и жизнь нашей семьи сейчас? Ответ: «Бояться не нужно. Сохранение мира в Беларуси - это одна и самых главных задач руководства (Президента и правительства) нашей страны. Наше государство и наши соотечественники делают все возможное, чтобы мрачные события тех времен не повторились, и мы всегда жили в мирное и благополучное время. Чтобы память о войне не исчезла со временем, Генеральная прокуратура вместе с другими правоохранительными органами и организациями активно ищет всю правду и виновных в тех злодеяниях, привлекает их к ответственности. Трагедия белорусского народа осталась в далеком прошлом и нам, белорусам, ничего не угрожает, пока мы не забыли правду о геноциде и подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

Пример 2. Вопрос: «По телевизору (в Интернете, по радио, в транспорте, в школе, во дворе) говорят о войне на Украине. Почему там идет война?». Ответ: «Россия была вынуждена начать специальную военную операцию, потому что руководство близкого нам украинского народа, пришедшее к власти незаконным путем в 2014 году, управляло страной в интересах западных стран, которые хотели навредить России, уничтожая память и правду о Великой Отечественной войне, возрождая нацизм (героизируя нацистских преступников, 8 лет убивая жителей Донбасса, которые хотели дружить с Россией). Поэтому целью специальной военной операции России является денацификация Украины – устранение идей нацизма, возвращение к дружбе между народами, имеющими общую историю».

Пример 3. Вопрос: «В Интернете видел (читал) информацию / в фильме показывали, что во Второй мировой войне сражались Сталин и Гитлер / победили американцы или англичане / Советский союз захватил, а не освободил Европу и др. Это правда?». Ответ: «Нет! В Интернете есть много ложной информации. Ее размещают там те, кто хочет исказить нашу память. Среди них есть и потомки фашистов, желающие обелить черные дела своих предков, и лжеученые, за деньги готовые на все, и преступники, преследующие свои цели. Если увидишь что-либо подобное, обязательно скажи мне - мы обсудим и во всем разберемся».

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Спасибо вам, что воспользовались настоящей памяткой! Мы надеемся, что наша с вами совместная работа по сохранению исторической памяти будет результативной - поможет защитить наших детей, обеспечит их мирное будущее!

 

Источники информации по тематике сопротивления народа Беларуси фашизму:

Брестская крепость-герой

https://www.belta.by/society/view/dose-oborona-brestskoj-kreposti-442620-2021/

https://www.sb.by/articles/umirali-no-ne-sdavalis324.html

https://www.brest-fortress.by/

Партизанское и подпольное движение в Беларуси

https://www.cbsvit.by/index.php/2012-05-10-07-15-06/chas-muzhnastsi/58-partizany-i-podpolshchiki/2208-partizanskoe-dvizhenie-belarusi

https://archives.gov.by/liome/tematicheskie-razrabotki-arhivnyh-dokumentov-i-bazy-dannyh/istoricheskie-sobytiya/velikaya-otechestvennaya-vojna-belarus/istoriya-vojny-obzor-sobytij/borba-protiv-okkupaczii-v-belarusi

https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/202917/1 /229-230.pdf

Источники для поиска информации о родственниках - участниках Великой Отечественной войны

Партизаны Беларуси – Спецпроект Издательского дома «Беларусь сегодня» и Национального архива Беларуси (partizany.by)

Книга Памяти Республики Беларусь (memory.mil.by)

Информационная система «Память народа» (pamyat-naroda.ru)

Бессмертный полк России (polkrf.ru)

С 1985 по 2005 гг. в Беларуси издавалась серия книг «Память» — проект, включающий печатные издания по истории всех регионов Беларуси, о людях, внесших значимый вклад в развитие своей Малой Родины, о жителях, погибших во время Великой Отечественной войны.

Источники информации по тематике геноцида белорусского народа:

  • Сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь: https://www.prokuratura.gov.bv/ru/activity/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/
  • Геноцид белорусского народа = Genocide of the Belarusian people : информационно-аналитические материалы и документы / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общ. ред. А.И. Шведа. - Минск : Беларусь, 2022. - 175 с.
  • Геноцид белорусского народа. Лагеря смерти = Genocide of the Belarusian people. Death camps / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общ. ред. А.И. Шведа. - Минск : Беларусь, 2023. — 335 с.
  • Геноцид белорусского народа. Карательные операции = Genocide of the Belarusian people. Punitive operations : в 2 ч. / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общ. ред. А.И. Шведа. - Минск : Беларусь, 2023. - Ч. 1-311 с.
  • Ютуб канал Генеральной прокуратуры Республики Беларусь: проекты «Геноцид. Без права на жизнь», «Обыкновенный геноцид», «Геноцид. Диалог с прокурором», «Геноцид. Дело №».
  • https://www.voutube.eom/@prokuraturabelarus/playlists

Источники информации для самостоятельного изучения ребенком:

Детский правовой сайт: https://mir.pravo.by

Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны: 1-4-е классы: учебное пособие для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания / [составители: Толкачев Валерий Витальевич и др.].

Список художественных произведений, с которыми целесообразно ознакомиться детям

Песни, стихи, литературные произведения:

§   В. Баснер (музыка), М. Матусовский (слова). С чего начинается Родина

§   Я. Френкель (музыка), Р. Гамзатов (слова). Журавли

§   Р. Хозак (музыка), Е. Агранович (слова). От героев былых времен

§   Д. Тухманов (музыка), В. Харитонов(слова). День победы

§   М. Блантер (музыка), М. Исаковский (слова). Катюша

§   Б. Окуджава (музыка и слова). Десятый наш десантный батальон

§   А. Александров (музыка), В. Лебедев-Кумач (слова). Священная война

§   Н. Богословский (музыка), В. Агатов (слова). Темная ночь

§   Ножкин (музыка и слова). Последний бой

§   В. Баснер (музыка), М. Матусовский (слова). Дымилась роща под горою

§   М. Дашленка. «Ордэн».

§   А. Махнач. «Юныя абаронцы».

§   М. Пазнякоу. «Помшк герою».

§   Б. Сачанка. «Хлеб».

§   Эдз! Агняцвет. «Мой горад М1нск у час ваенны».

§   М. Иль. «Партызанск! фотаздымак».

§   Л. Дайнека. «Прынясще кветю салдатам».

§   А. Дзеружынскг «Крытчка партызанская».

§   А. Дударау. «Буслы».

§   В. Жyкoвiч. «Бусел над Хатынню».

§   М. Маляука. «Дзякуй за Mip, перамога!».

§   I. Муравейка. «На вайне i не такое бывае» («Адважны»),

§   I. Стадольн1к. «Боты». . .

§   П. Броука. «А xi6a ёсць, што забываюць?».

§   Я. Брыль. «Зялёная школа».

§   М. ЧарняускГ «Клятва Марата Казея».

§   М. Янчанка. «Сустрэча з банькам».

§   А. Астрэйка. «Плошча Перамог!».

§   А. Грачашкау. «Каля помшка партызанскай славы “Прарыу”».

§   А. Куляшоу. «Над спаленай вёскай».

§   Я. Маур. «Дом пры дарозе», «Завошта».

§   П. Панчанка. «Дзеш вайны».

§   I. Шамякш. «Алёша-разведчык».

§   Г. Шылов!ч. «Была нядзеля...».

§   Аляксей Пысш. «Проня».

§   Анатоль Вярщнскь «Два пол)».

§   Вячаслау Адамчык. «Салодк1я яблык!».

§   В. О. Богомолов. «Иван».

§   Б. Н. Полевой. «Повесть о настоящем человеке».

§   А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» и др.

Фильмы:

§   Сын полка (1946, В. Пронин)

§   Девочка ищет отца (1959, Л. Голуб)

§   Это было в разведке (1968, Л. Мирский)

§   Юнга Северного флота (1973, В. Роговой)

§   Садись рядом, Мишка! (1977, Я. Базелян)

§   Во имя родины (1943, В. Пудовкин, Д. Васильев)

§   Молодая гвардия (1948, С. Герасимов)

§   Смелые люди (1950, К. Юдин)

§   Два Федора (1958, Марлен Хуциев)

§   Смелого пуля боится, или Мишка принимает бой (1970, О. Николаевский)

§   Они сражались за родину (1975, С. Бондарчук)

§   Аты-баты, шли солдаты (1976, Л. Быков)

§   Повесть о настоящем человеке (1948. А. Столпер)

§   Орленок (1957, Э. Бочаров)

§   Иваново детство (1962, А. Тарковский)

§   Зимородок (1972, В. Никифоров)

§   Мальчишки (1978, В. Зобин)

§   Улица младшего сына (1962, Л. Голуб)

§   Я родом из детства (1966, В. Туров)

§   Тишина (1964, В. Басов);

§   На безымянной высоте (2004, В. Никифоров) и др.

Список мест, которые можно посетить с детьми:

§   Брестская крепость-герой

§   Хатынь

§   Монумент Победы в Минске

§   Архитектурно-скульптурный комплекс "Минск - город-герой"

§   Мемориальный комплекс "Курган Славы"

§   Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"

§   Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны

§   Партизанский лагерь в Станьково и др.

 

 

 

поделиться в: