Для Вас, родители
Книги с пелёнок. Читаем малышам
Научить ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения к определенному возрасту – совсем не сложно. А вот сделать так, чтобы малышу действительно нравился сам процесс чтения, – задачка не из простых. На этом нелегком пути, дорогие родители, от Вас потребуются желание, терпение, последовательность, и, конечно, интересные детские книги.
Знакомство ребенка с миром литературы стоит начинать с рождения. Первыми произведениями станут короткие стишки и потешки, прочитанные или рассказанные родителями по памяти. Ритм стихов лучше воспринимается младенцем, чем проза, вызывая более сильный эмоциональный отклик.
Потешками, как Вы знаете, хорошо сопровождать разные рутинные действия - мытье, переодевание, массаж, укладывание спать. Еще не понимая смысла слов, малыши уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию голоса взрослого: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.
Уже с полугода или чуть раньше дайте малышу его первые книжки. Пока ребенок будет только слушать, что ему читают и рассказывают, а сам крутить в руках новую необычную игрушку или тянуть ее в рот. Но скоро он поймет, что книжки можно не только пробовать на зуб, но и перелистывать страницы, рассматривать картинки, узнавая нарисованное.
Уже с полугода или чуть раньше дайте малышу его первые книжки. Пока ребенок будет только слушать, что ему читают и рассказывают, а сам крутить в руках новую необычную игрушку или тянуть ее в рот. Но скоро он поймет, что книжки можно не только пробовать на зуб, но и перелистывать страницы, рассматривать картинки, узнавая нарисованное.
Чтобы книжки переживали встречи с крохой, который почти наверняка попытается их пожевать или порвать, многие из них сейчас выпускают прочными, «устойчивыми»: из ткани, из вспененного полиэтилена, с толстыми картонными или ламинированными страницами. С некоторыми из них можно даже купаться. Текста в таких книжках, обычно, совсем немного, зато в достатке ярких иллюстраций, а часто и игровых элементов (мохнатые зверушки, задвижки, шнуровки, вкладыши, отверстия для пальчиков и т.п.). Иллюстрации в первых книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности «говорящие». Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а котик - мяукать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними «общаться»: возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления, подсказывайте, повторяйте звукоподражания («Мяу, мяу», «Гав, гав», «Пи, пи, пи» и т.д.) и радуйтесь. Такие книжки-игрушки занимают малышей, но дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Если вы заметите, что интерес ребенка к книге остыл, уберите ее и предложите новую. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать «старые» книги.
Взрослым нужно не просто читать (или пересказывать) содержание книги вслух, но и попутно показывать карапузу, как произнесенное соотносится с картинками на странице, просить показать, что где изображено, помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. Поэтому надо выбирать детские книжки с хорошими иллюстрациями. Картинки для маленьких должны быть яркие и четкие, изображения животных и предметов – реалистичные, узнаваемые даже в стилизованном виде.
Лягушка, например, должна быть, как минимум, зеленой, а не розовой или фиолетовой, и еще лучше - без бус и туфель. Это нужно для того, чтобы ребенок мог соединить зрительный образ с услышанным словом, получил реальные представления об объекте. Иллюстрации должны подходить к тексту, а не противоречить ему.
В первых детских книжках текст должен занимать значительно меньше места, чем картинки: одно двустишие или четверостишие, одно-два коротких предложения на станицу. Во-первых, ребенок еще не готов воспринимать много информации сразу, да еще одновременно ассоциировать слова с изображениями. Во-вторых, малыш до года, как правило, пока не умеет концентрировать внимание на объекте дольше, чем на несколько секунд, а родители просто не успеют за это время прочитать больше пары строк.
В один прекрасный день Вы обнаружите, что малыш очень сосредоточенно «читает» вслух своему плюшевому зоопарку. Книга перестает быть для малыша просто одной из игрушек. Значит, самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению!
Тексты первых детских книжек, возможно, покажутся Вам примитивными, но они должны быть доступны пониманию малыша. Кроху порадуют короткие, правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире, стихи со звукоподражаниями, истории, в сюжете которых котик или мишка выполняют те же действия, что и ребенок на протяжении дня: просыпаются, умываются, кушают, гуляют, ложатся спать.
Годовалому малышу пора осваивать народные сказки с бесконечными повторами вроде «Репки», «Колобка», «Теремка». Повторяющиеся элементы хороши тем, что помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного. Рефрен хорошо запоминается и ребенок радуется, когда узнает знакомые строчки, а позже начинает пытаться их повторять. Читать надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией. Не расстраивайтесь, если у Вас не очень хорошая дикция. Главное читайте эмоционально и выразительно, говорите быстрее, медленнее, громче, тише, высоким или низким голосом в зависимости от событий и персонажа, о котором читаете. Показывайте малышу то, о чем Вы читаете не только на соответствующих картинках в книге: хорошо, если у Вас есть разные варианты изображений одних и тех же героев, соответствующие игрушки и желание потопать, как косолапый мишка, порычать, как тигр, или полетать, как бабочка. Таким образом, в сознании ребенка выстраивается целостная картинка: он слышит, о чем читает взрослый; видит картинки, на которых изображен герой; с помощью характерных движений и звукоподражаний запоминает особенности различных предметов. В этом возрасте детям очень нравятся «повторялки». Научите малыша прыгать, как зайчик или лягушка, «махать хвостиком», как мышка, «плакать» над разбитым яичком, как дед с бабой и чтение книг превратится в настоящий спектакль.
Создайте для чтения с ребенком необходимые условия: уберите игрушки, которые могут отвлекать кроху, отключите компьютер и телевизор, займите вместе с малышом удобную позу (как правило, дети очень любят читать на коленях у мамы, но ориентируйтесь на особенности своего карапуза). Наблюдайте за выражением лица и мимикой ребенка во время чтения. Его эмоции расскажут Вам о том, что удивило, обрадовало, испугало подрастающего человечка. Если Ваш ребенок очень чувствительный, восприимчивый, боязливый, ничто не мешает Вам придумать знакомым сказкам счастливые финалы, в которых лиса не съедает колобка, а кошка - глупого мышонка. Не смотрите во время чтения на часы: руководствуйтесь тем, заинтересован малыш или уже нет; читайте без принуждения, столько, сколько карапуз готов Вас слушать (обычно его внимания хватает на 5 – 10 минут).
Для формирования привычки, превратите чтение в приятный ритуал. Например, доставайте книги перед ночным или дневным сном, или в отведенное для чтения время вечером, когда у малыша уже мало сил для активных игр.
Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть. Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего, понимает он куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса будет стимулировать развитие речи и мышления малыша.
И помните, чем раньше ребенок привыкнет к присутствию книг в своей жизни, тем легче ему будет освоить самостоятельное чтение, научиться читать для собственного удовольствия, относиться к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.