С 2021 года учреждение образования «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» участвует в разработке и реализации инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Сроки проведения инновационной деятельности: 2020-2024 годы
Научное сопровождение проекта:
Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент.
Разработчик проекта:
Роуба Екатерина Валентиновна, заместитель директора по основной деятельности учреждения образования "Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации".
Цель инновационного проекта - внедрение в образовательный процесс центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы работы по оценке качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями.
Целевая группа участников инновационной деятельности: специалисты ЦКРОиР, воспитанники с ТМН, законные представители детей с ТМН.
Участники инновационной деятельности:
ФИО, должность | Квалифика-ционная категория | Тема педагогического исследования | Формы трансляции инновационного педагогического опыта |
Радевич Марина Николаевна, директор | первая | Роль руководителя в организации инновационной деятельности в ЦКРОиР | Демонстрация опыта заседаниях педагогических советов |
Лукашун Екатерина Сергеевна, зам. директора по основной деятельности |
первая | Формирование педагогической компетенции в области организации инновационной деятельности в ЦКРОиР | Размещение материалов на сайте учреждения. Демонстрация опыта на областных методических мероприятиях, на заседаниях методических формирований учреждений. |
Рышкевич Марина Алексеевна, воспитатель дошкольного образования | высшая | Оценка динамики сформированности жизненных компетенций у дошкольников с ТМН в рамках образовательной области «Самообслуживание» на основе системного использования алгоритмов действий. | Размещение материалов на сайте учреждения. Демонстрация опыта на областных методических мероприятиях, на заседаниях методических формирований учреждений. |
Банцевич Ирина Николаевна, воспитатель дошкольного образования | первая | Оценка динамики сформированности жизненных компетенций у дошкольников с ТМН в рамках образовательной области «Самообслуживание» на основе метода сказкотерапии. | Размещение материалов на сайте учреждения. Демонстрация опыта на областных методических мероприятиях, на заседаниях методических формирований учреждений. |
Мартинович Светлана Сергеевна, учитель-дефектолог | первая | Оценка динамики сформированности жизненных компетенций у дошкольников с ТМН в рамках образовательной области «Сенсорная стимуляция» на основе метода сенсорной интеграции. | Размещение материалов на сайте учреждения. Демонстрация опыта на областных методических мероприятиях, на заседаниях методических формирований учреждений. |
Актуальность проекта
Исходя из отсутствия аналогов системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Республике Беларусь, возникла необходимость ее разработки и внедрения с опорой на современные требования к внешнему и внутреннему мониторингу. Данная система позволит в дальнейшем осуществлять анализ оценки качества образования воспитанников с ТМН в условиях ЦКРОиР и на этой основе предложить стратегии развития системы оценки качества дошкольного образования лиц с тяжёлыми множественными нарушениями.
Результаты мониторинговых исследований позволят увидеть уровень динамики обучения воспитанников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, что даст возможность педагогам своевременно корректировать индивидуальные программы обучения детей и перспективные планы работы по образовательным областям, совершенствовать используемые методические приемы для формирования различных жизненных компетенций у детей дошкольного возраста с ТМН.
Основная идея проекта
Проект предполагает внедрение в образовательный процесс ЦКРОиР методического критериально-диагностического инструментария проведения экспертизы процесса, условий и результатов деятельности в дошкольной группе центра; обеспечение фиксации динамики сформированности жизненных компетенций воспитанников с ТМН.
Ожидаемые результаты
Ожидаются следующие образовательные и продуктные результаты:
1. Развитие жизненных компетенций и повышение уровня функционирования воспитанников с ТМН в условиях ЦКРОиР.
2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности и заинтересованности законных представителей воспитанников ЦКРОиР в вопросах развития детей дошкольного возраста с ТМН.
3. Совершенствование аналитических способностей педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с ТМН, в вопросах разработки и применения методического критериально-диагностического инструментария проведения экспертизы процесса, условий и результатов деятельности в дошкольных группах ЦКРОиР.
4. Разработка карточек самоанализа деятельности педагогов (воспитателей, учителей-дефектологов) в дошкольной группе ЦКРОиР.
5. Разработка педагогического мониторинга, листов оценки сформированности умений и навыков по образовательным областям с целью обеспечения непрерывного изучения уровня сформированности жизненных компетенций и уровня функционирования воспитанников с ТМН в течение всего обучения в ЦКРОиР.
6. Разработка дидактических материалов для повышения эффективности образовательного процесса в дошкольных группах ЦКРОиР.
7. Активизация возможностей официального сайта учреждения, группы «КидСити» в социальной сети «ВКонтакте» для широкого информирования педагогической и родительской общественности.
8. Обобщение опыта по реализации проекта в ЦКРОиР.